Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее

Незаконченный фильм Брюса Ли

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Философский боевик Game of Death («Игра смерти») должен был стать главным фильмом Брюса Ли, он называл его «многоуровневым» -- и не только потому, что кульминационным моментом картины была схватка с представителями разных школ и направлений восточных единоборств, расположившихся на пяти этажах древней китайской пагоды. В «Игре смерти» он собирался предельно ясно высказать свое отношение к философии боевых искусств и поднять художественный уровень такого рода лент на высоту, немыслимую (да и не нужную) прежде. В оригинальном сценарии его герой, спасая близких от коварных гангстеров, был вынужден участвовать в похищении древнего свитка, который охраняли эксперты в самых разных видах борьбы. Медленно и тяжело продвигаясь к вершине пагоды, Брюс Ли демонстрировал, как одолеть смерть, используя силу и навыки противника, обращая их мастерство себе во благо. И выйти победителем из самого главного сражения. Здесь соединились основной постулат японского трактата «Хагакуре» («Путь самурая -- это путь смерти») и знаменитая максима Ницше, вложенная в уста Заратустры («То, что не убивает нас, делает нас сильнее»). Сам же мастер формулировал это следующим образом: «Научиться умирать -- значит освободиться от смерти». «Игра смерти» должна была стать фильмом Брюса Ли -- и никого больше. Помимо исполнения главной роли Брюс взял на себя обязанности продюсера, режиссера, автора сценария, постановщика боев, а кроме того, был одним из художников, операторов и даже осветителей. И раньше известный как максималист и перфекционист, на съемках «Игры смерти» Брюс Ли превзошел самого себя, контролируя каждую мелочь, упорно делая дубль за дублем, добиваясь предельного совершенства. Одну только пятиминутную сцену боя с героем Карима Абдул-Джабара снимали четыре дня.


В конце 1972 года работу над «Игрой смерти» пришлось приостановить, чтобы заняться проектом «Enter the Dragon» («Остров дракона») -- первой в истории совместной постановки США и Китая. С января по апрель 1973 года Брюс Ли снимается в этом фильме, который окончательно возведет его в ранг звезды всемирного масштаба, но который он сам так и не увидит: премьера состоится через три недели после его смерти. В мае Ли неожиданно потерял сознание и попадает в больницу, где ему поставили диагноз «аллергическая реакция». Обмороки случались и раньше, но в целом физическое состояние артиста было превосходным: врачи, проводящие регулярные осмотры, с удивлением признавали, что у этого разменявшего четвертый десяток атлета тело восемнадцатилетнего юноши. Только в середине 1973 года, за неделю до своей смерти, Брюс Ли снова вернулся к «Игре смерти». 20 июля 1973 года он посетил свою знакомую (и по некоторым сведениям, любовницу), актрису Бетти Тин Пей. Пожаловался на головную боль и лег отдохнуть. Бетти дала ему таблетку Экваджестика - обезбаливающего. А потом не смогла его разбудить. Врачи, вызванные испуганной хозяйкой дома, отвезли его в больницу. Но было уже поздно...

Спустя шесть лет после смерти Брюса Ли «Игра смерти» все-таки вышла на экран. Но от первоначального замысла в этом фильме осталось разве что название, да еще 11 минут и 7 секунд отснятого материала, оказавшегося в распоряжении продюсеров. В титрах режиссером был указан Роберт Клауз (который был постановщиком «Enter the Dragon»), а сценаристом -- некто Джин Спирс, который, на поверку, оказался все тем же Клаузом. Сюжет был изменен до неузнаваемости в угоду конъюнктуре: теперь героя Брюса Ли звали Билли Ло, и он был звездой фильмов о восточных единоборствах, подвергавшейся угрозам со стороны мафии. После подстроенного на съемочной площадке несчастного случая Билли имитировал свою смерть и, изменив внешность, мстил своим убийцам. В фильме были использованы двойники Брюса Ли, классические фрагменты из его ранних фильмов, забракованные дубли и прочие ухищрения, которые, впрочем, не сильно помогли делу. Сегодня «Игру смерти» стоит смотреть разве что ради отличной музыки Джона Барри (известного в первую очередь заглавной темой бондианы) да роскошных вступительных титров, также выполненных в бондовской стилистике. В остальном это классический трэш, монструозный и нелепый гомункул, сшитый, подобно франкенштейновскому монстру, из разрозненных фрагментов и лишенный даже намека на идеи, которые намеревался вложить в фильм сам Брюс Ли.

Долгое время оригинальные материалы фильма считались безвозвратно утраченными. До тех пор, пока в 1994 году в архиве Ли не был найден оригинальный сценарий, подробные указания о постановке боевых сцен, а самое главное -- недвусмысленное подтверждение того, что пленка с отснятыми материалами все-таки существует. В 2000 году обнаружили и ее. Полчаса бескомпромиссных боев на разных этажах пагоды, смонтированные и озвученные в полном соответствии с указаниями Брюса Ли, -- едва ли не самое потрясающее и значительное из всего, что когда-либо было создано на экране в этом жанре.

ИСТОРИЯ НЕОКОНЧЕННОГО ФИЛЬМА: как все было
Когда Брюсу Ли предоставилась возможность встретиться с баскетболистом-гигантом «Большим Лью» Элсиндором, он подпрыгнул от радости! Его ужасно интересовало «решение проблемы» ведения боя с человеком, чей рост превышает два метра десять сантиметров. После их встречи в 1967 году Большой Лью стал одним из «звездных» учеников Брюса Ли. Он больше известен под именем Карим Абдул Джаббар, которое он принял при обращении в ислам. В качестве центрового «Милуоки Бакс», а позднее «Лос-Анджелес Лейкерс», Джаббар стал одним из самых известных баскетболистов.

По окончании съемок «Пути дракона» вымотанный Брюс Ли собирался немного отдохнуть. Однако услышав, что Джаббар находится в Гонконге, он быстро спланировал несколько сцен боя, которые можно было бы включить в «Игру смерти». Целую неделю они провели за спаррингом и съемкой сцен боя. Для придания убедительности действию Брюс Ли отрабатывал один из ударов ногой около трехсот раз. Результатом его усилий стали несколько интригующие и странным образом элегантные кадры боя Брюса с гигантом, возвышающимся над ним на два фута (60 см).

Сценария «Игры смерти» еще не существовало, но у Брюса уже сложилось достаточно четкое представление о сюжете, чтобы извлечь пользу из встречи с Джаббаром. Начало фильма виделось ему ясно:

В первых кадрах мы видим обширную равнину, занесенную снегом. Затем камера приближается к группе деревьев, и экран заполняет звук сильной вьюги. На первом плане появляется огромное дерево, обильно занесенное снегом. Внезапно раздается громкий треск, и огромная ветка падает на землю. Она не смогла уступить давлению снега и сломалась. Затем камера перемещается на иву, согнувшуюся под напором ветра. Она выживает, так как приспосабливается к окружающим условиям. Это подразумевает, что человек должен быть гибким и уметь приспосабливаться, иначе он будет уничтожен.

Дальнейшее развитие сюжета складывалось в воображении Брюса после того, как он побывал на северной границе Индии и увидел храмы Непала, Украдено некое национальное сокровище и спрятано на верхнем этаже пагоды, находящейся на острове у корейского побережья. В качестве главного героя Брюс Ли должен отыскать и вернуть сокровище. Снаружи пагода охраняется бандой бойцов под руководством громилы, тогда как внутри каждый этаж охраняется мастером одного из боевых искусств. Эта пагода является, по сути, школой различных боевых искусств; каждый этаж отведен определенному виду боя. Первый этаж - каратэ, второй - хапкидо, третий - кунг-фу, четвертый - эскрима и так далее. Самый верхний этаж охраняется гигантом, который сражается непредсказуемо, без каких-либо правил. Схватка Ли - мастера «всего сразу» - с Джаббаром-мастером «без стиля» - должна была стать кульминацией сюжета. Здесь все правила отбрасываются, и каждый целиком полагается на свою хитрость и природные, врожденные боевые способности. Именно эта сцена, названная «Храм Неизвестного», и была уже отснята.

Брюс Ли намеревался сделать компетентность и качество визитной карточкой этого фильма. Он задумал собрать вместе самых талантливых бойцов и уже предложил Дэну Иносенто роль хранителя одного из этажей. Дэн Иносенто представлял эскриму - древнее филиппинское искусство палочного боя, - а также ее варианты коли и арнис. Свое название это искусство получило от испанских завоевателей (эскрима по-испански значит «стычка, схватка»), которые быстро поняли его эффективность и запретили его. В северной части Филиппин это искусство было замаскировано в виде танца и так сохранилось. На юге, где коренные мусульмане изгнали европейцев, оно процветает и по сей день,

Брюс отправил Иносенто билет «Чайна Эйрлайнз», и тот прилетел, как только смог сделать перерыв в своем расписании. Линда встретила его в аэропорту Кай Так - Брюс не мог туда поехать из-за толп, которые неизбежно образовались бы при его появлении. Пару дней они отрабатывали движения, пользуясь видеокамерой для немедленной проверки - техника, впервые испытанная Брюсом в дни «Зеленого шершня». За несколько дней они разработали основу для боя эскрима, который был назван «Храм тигра».


В этом эпизоде использовались три вида оружия. Сначала мастер эскрима сражается двойными палками, а Брюс - китайским бако, тонкой бамбуковой палкой. В начале боя Иносенто выстукивает своей палкой традиционный вызов. Брюс в насмешку отвечает условным стуком почтальона - «рат-тат-та-тат-тат». При помощи бако Брюс разоружает эскрима, и для последнего, смертельного боя они выбирают нунчаку. Как пользоваться этим оружием, Брюсу объяснил Дэн Иносенто, однако кадры конечного варианта этой сцены свидетельствуют о том, что Брюс овладел нунчаку лучше своего учителя.

Дэн Иносенто вспоминает, что показал Брюсу несколько базовых техник эскрима еще в 1964 году, вскоре после их первой встречи. Тогда это не произвело на Брюса особого впечатления, и Иносенто больше не вспоминал об этом. Во время этой встречи в Гонконге Брюс поделился с Иносенто тем, что ему нравится и что не нравится в эскрима, Иносенто продолжает: Я был поражен, когда в один прекрасный день он взял в руки палки и сказал: «Ладно, теперь я покажу тебе, что буду делать». Я пристально за ним наблюдал, и безо всякого опыта или тренировки он продемонстрировал стиль эскрима, о существовании которого вряд ли догадывался сам. Я изумленно воскликнул: «Эй, это же ларга мано!» Брюс ответил: «Не знаю, как это называется, но это мой метод».

Дэн Иносенто добавляет, что «Игра смерти» должна была проиллюстрировать ту же идею - что настоящий мастер боевых искусств должен превосходить традицию. В то время как на Иносенто было традиционное мусульманское одеяние и головная повязка, Брюс был одет в современный желто- черный спортивный костюм, «Брюс хотел показать, как воображение становится выше традиции», - сказал Иносенто.

Тогда как в съемках «Пути дракона» Брюс Ли наслаждался импровизацией, в «Игре смерти» он решил обратиться к «старому стилю». Он даже извлек преимущество из отдельного озвучивания фильма, иногда крича актерам свои указания во время съемок, словно режиссер немого кино.

Планируя сцены схваток, Брюс забывал об отдыхе. Сцена третьего боя была снята с участием Ци Хонь Чжоу, обладателем седьмого дана в корейском боевом искусстве хапкидо, где, как и в тайквондо, основное внимание уделяется работе ног. После съемок этой довольно жесткой сцены кореец заявил, что больше не желает сниматься ни в одном фильме вместе с Брюсом Ли. Тогда Брюс Ли нашел другого мастера хапкидо, Анжелу Мао.

Брюс также планировал пригласить мастера шотокан-каратэ Юн Цзэ, вероятно, на роль громилы, который первым вступает в схватку с главным героем перед пагодой. Он также собирался привлечь других мастеров боевых искусств, в том числе Вон Инь Сика (из «Пути дракона»), Джеймса Тьена (из «Кулака ярости»), выдающегося мастера таэквондо Джуна Ри, а также Хун Кам По, Чака Норриса и Боба Уолла.

Брюс собирался также пригласить актрису Бетти Тинпей и австралийского актера Джорджа Лэйзенби. Правда, ни Брюс, ни тем более сами актеры не имели ни малейшего представления о характере будущих ролей. В этот период Брюс также связался со своим старым другом Таки Кимурой. Говорит Таки:

Он послал мне авиабилет до Гонконга, чтобы я прилетел сниматься в «Игре смерти». Я сказал ему: «Ты же знаешь, какой я неуклюжий. Я тебе не нужен. Сделай мне одолжение - мне не нужны ни слава, ни деньги. Я счастлив знать, что у тебя все хорошо». Он ответил: «Я - режиссер и продюсер, поэтому в моих фильмах все смотрятся хорошо». Я сказал: «Тогда я, наверное, не смогу отказаться».

Уже более серьезно Таки добавляет: «Я увидел чувство в том, что он делает. Однако в октябре вот-вот должен был пойти бизнес, который я основал, поэтому я не мог отправиться в Гонконг. Потом позвонила Линда и сказала, чтобы я не беспокоился, так как что-то изменилось и съемки «Игры со смертью» откладываются»....



БРЮС ЛИ. ПУТЬ ВОИНА

Документальный фильм "Bruce Lee. A Warrior's Journey" (Брюс Ли. Путь воина), вышедший в 2001 году – это ценнейший подарок каждому поклоннику Ли!

В фильм вошло очень много неизвестных ранее кадров, так же по крупицам собранных родственниками, учениками и последователями Брюса Ли. На них он предстаёт нам не просто как Великий воин, но и как глубокомыслящий философ, - ведь философия была его специальностью. Вы увидите его знаменитый одно-дюймовый удар, который подобно мчащемуся самосвалу мог свалить с ног; увидите Брюса отжимающегося на двух пальцах одной руки. А также впервые вы сможете увидеть уникальные вновь обретённые кадры - более 30 минут съемок последнего, так и незаконченного фильма Брюса Ли "Игра смерти".


Вы можете скачать этот фильм с Torrents; или набрать поиск в P2P (там тоже есть), либо скачать получасовой 230 Mb видео-фрагмент этого фильма, содержащий кадры только Игры Смерти, отсюда; либо (ну это вряд ли) можно попытаться скачать фильм из внехи, например, отсюда.


Источник: bruce-lee.ru, bruceinfo.nm.ru, omut.ru/news/a-2677.html

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

HaN

Ого-го сколько хорошего! Замечательный пост - требует вдумчивого прочтения и параллельного просмотра.
Спасибо, TYAN!

Ответить

TYAN

Хоть вышеуказанный документальный фильм "Путь воина" вышел в 2001 году, я о нем ничего не знал, равно как и том, что были найдены и выпущены в свет неизвестные кадры Игры смерти. Недавно совершенно случайно наткнулся на этот фильм - посмотрел - воодушевился - и решил сделать по этому поводу пост. Вообще говоря, этот пост я еще собирался опубликовать вчера, но во-первых, торрент скончался практически на моих глазах; а во-вторых, я бы не выдержал конкуренции с тем цунами постов от 13, которые буквально захлестнули вчера Город! :-)))

Ответить


TYAN

фильм "Игра смерти" - наглядная демонстрация идеи "перехватывающего кулака" Брюса. Те кто мало-мальски занимался боевыми искусствами сразу заметят это: атака противника в зародыше прерывается собственной контратакой. Так что бои поставлены достаточно качественно и реалистично, не считая того, что обычный человек уже после одного такого удара не встанет...

Ответить

Ех, давно ето было...
Пост Хороший.
+5 На - Главную!

Ответить

TYAN

Да. Давненько. 1970-е года...

Ответить

Помню - ещё на "конспиративных хатах" смотрели..
"зы" А самыми Крутыми были "Калигула", "Коммандо", "Роки" и...
Конечно же - "Эммануель"..(У мя одна боевая подруга была тогда - здорово на Сильвию Кристель похожа...
Ех, молодость...

Ответить

Илья Иванов

"Доски не дают сдачи..." (с)

Ответить

Zeitgeber

Интересно накапал...
Жаль ща толковых фильмов почти не снимают. По крайней мере продвигают в основном лажу. У Ли были отличные фильмы, только сейчас они по моему немного наивноваты, по сюжету конечно, не по боям которые в них происходят.

Ответить

БИСМАРК

Да и по боям наивно выглядят. Все таки 60-е годы. А смотреть, все равно интересно. В ...цатый раз.

Ответить

TYAN

Не скажите, Бисмарк. Не скажите, что бои наивные. Сюжеты - да, актерская игра - да, бюджеты - да. Были наивными. По многим причинам. И потому что Брюс Ли был первопроходцем в области реалистического рукопашного боя в кино, и потому что Голливуд не хотел видеть героем фильма - китайца (национальные предрассудки), а кинематограф Гонг-Конга тогда был ширпотребовского уровня. Не знаю как сейчас. Но не сцены боев. К примеру, поединок в Римском колизее между Брюсом и Чак Норрисом можно смело относить к классике жанра. А в недоснятой Игре смерти очень хорошо показаны бои между бойцами разных стилей. Тем более там снимались не актеры, а действительно настоящие мастера боевых искусств.

Ответить

Konus

Отличный пост! Брюс Ли - мужик!! ))

Ответить

Modam

Так вот у кого Ума Турман костюмчик одолжила...
Извените, не могу блог оценить, много букаффф. Читать лень.

Ответить

SSergey

Оооо, я большой фанат Брюса. Непостежимый человек. Отличный пост.

Ответить


TYAN

Мда уж. С грустью констатирую факт, что Брюс Ли нынче не в моде... =( ;) :-/ :'( :-E :-|...

Ответить

        Александр

Ты, что, Брюс Ли, один из лучших спортсменов

Ответить

lzb

очень интересно.

Ответить

тем кто не уважает Брюса Ли,я сам рыло раскрошу!!!
а в моде он будет только у нормальных спортивных людей!!!!!

Ответить

брус ли очен силон мао мнение что досехпор силнее ево нет человека но он нитолко силон нои умон все ево учеики добилис балших успехов в единаборстве толко вспомните чакнориса

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.